РУС БЕЛ ENG

Как самостоятельно готовиться к экзамену по истории Беларуси

Приступая к подготовке, важно с самого начала правильно распределить время и силы.

Начинать повторение следует с тех вопросов, которые хуже запомнились или менее для Вас интересны. Возможен вариант параллельного изучения обеих групп вопросов.

Подготовка должна заключаться не в простом прочтении пособий или учебников, а в составлении готовых текстов устных ответов на каждый вопрос билета или программы. На экзамене Ваше монологическое высказывание по любому вопросу вряд ли будет превышать 7-8 минут. На это время и нужно ориентироваться при отборе содержания и объема необходимого материала.

Подготовку по каждому вопросу следует начать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы или параграфа пособия, учебника. По справочной литературе уточнить определения терминов, на отдельный лист выписать обязательные для запоминания даты. Затем необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: карандашом подчеркнуть отдельные мысли и фрагменты, различными значками выделить самое главное. Если какой-либо вопрос освещен в пособии недостаточно или запутанно, то следует обратиться к другим источникам информации.

После такого глубокого знакомства с темой лучше всего набросать простой план будущего ответа. В соответствии с ним необходимо переходить к следующему этапу — составлению конспекта прочитанного. Это может быть и полный письменный аналог устного ответа, и предельно сжатый тезисный план (с указанием основных дат, имен, терминов, фактов, причинно-следственных связей, формулировками выводов и обобщений и т.п.). В любом случае Ваши записи должны представлять собой последовательное развитие мысли, а не хаотическое нагромождение выписок. Их лучше всего вести на отдельных листах бумаги с большими полями (на них помещаются замечания, коррективы, дополнения, материал для ответа на дополнительные вопросы экзаменаторов, не вошедший в основной текст). По такому конспекту можно быстро восстановить содержание ответа накануне экзамена. К тому же письменное оформление конспекта ответа оттачивает логику его построения, отдельные формулировки, приучает к четкости мысли, высвечивает пробелы. Да и запоминается материал гораздо лучше.

Советы

Прочитайте главы из учебника вслух самому себе. Повторите каждый абзац три раза. После этого запишите его по памяти и определитесь, что вы запомнили.

Начинайте подготовку заранее. Достаточно трудно выучить все за одну ночь.

 

 

Когда вы изучаете термины (определения) для экзамена по истории, лучший способ уяснить ход событий состоит в понимании термина в контексте. Определитесь, как термин связан с другими определениями или фактами.

Составьте список ключевых деятелей и мест для каждого отдельного события в конкретном промежутке времени.

Проанализируйте общую картину. Вам нужно понять течение исторических событий. Почему событие X важно во временном промежутке Y? Почему вы изучаете данный материал в первую очередь?

Нарисуйте отрезок времени. Запишите основные события без подглядывания в конспект или учебник. После этого сверьтесь с учебником и посмотрите на количество правильных ответов. Повторите эту процедуру несколько раз, пока у вас не останется ошибок.

Обсудите возможность создания учебной группы с другими учениками. Совместная работа поможет вам лучше уяснить материал.

Критерии оценивания работы с исторической картой

       Умение соблюдать алгоритм чтения карты;

       Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;

       Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;

       Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);

       Речевая грамотность.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

  1. Причины возникновения явления: -противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления, -потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.  Содержание явления, его развитие: -важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение противоречия, -социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий. 3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления. 4. Последствия развития и значение явления: -разрешение данным явлением назревших противоречий, -влияние данного явления на общий процесс исторического развития.  
  2. Время и место выступления.  Связь с другими событиями. 3. Причины. 4. Социальный состав участников. 5. Требования, лозунги, цели. 6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 7. Масштабы выступления. 8. Уровень организованности, 9. Имена участников, руководителей. 10. Развитие событий, основные этапы. 11. Значение выступления, его результаты.   Характеристика политического строя государства:
  3. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).  Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза). 4. Структура органов власти: -глав государства, его полномочия, -законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия), -исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость), -судебные органы, -соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти, -местные органы власти. 5. Прав граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.) -политические права и свободы, -личные права и свободы, -возможность использования провозглашенных законом прав. 6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе). 7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

 

Характеристика общественных выступлений:

  1. Время и место выступления. 2.Связь с другими событиями. 3. Причины. 4. Социальный состав участников. 5. Требования, лозунги, цели. 6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 7. Масштабы выступления. 8. Уровень организованности, 9. Имена участников, руководителей. 10. Развитие событий, основные этапы. 11. Значение выступления, его результаты.   Характеристика политического строя государства:
  2. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская). 2.Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза). 4. Структура органов власти: -глав государства, его полномочия, -законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия), -исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость), -судебные органы, -соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти, -местные органы власти. 5. Прав граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.) -политические права и свободы, -личные права и свободы, -возможность использования провозглашенных законом прав. 6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе). 7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

 Характеристика войн:

  1. Причина войн, хронологические рамки.  Воюющие страны или группировки стран. 3. Цели сторон. 4. Соотношение сил воюющих стран. 5. Повод к войне. 6. Ход военных действий (по этапам): -планы сторон в начале каждого этапа, -военные и политические итоги этапа. 7. Характер войны. 8. Условия мирного договора. 9. Военные и политические итоги войны.  
  2. Установите причины события.  Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: -для участников события, -для последующего исторического развития.  
  3. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?  Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете? 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь). 4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания. 5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.